Добавим света: учимся работать с внешними вспышками
Световой рисунок на объекте фотосъемки может заметно преобразить кадр: еще минуту назад он был заурядным и плоским, как вдруг после нехитрых манипуляций со световыми приборами обрел объем и выразительность. Чтобы работать с внешним светом, необязательно покупать дорогущую студийную аппаратуру — достаточно одной или нескольких вспышек и… нашей инструкции по их применению.
Зачем нужна внешняя вспышка
Казалось бы, зачем покупать внешнюю вспышку, если в фотоаппарате есть неплохая встроенная? Здесь вопрос не только в мощности лампы. Встроенная вспышка имеет поворотную головку, так что свет можно направлять в разные стороны (зачем — об этом позднее). У нее собственные элементы питания, так что на свет не расходуется энергия аккумулятора фотоаппарата. Перезарядка происходит быстрее, учитывается текущее фокусное расстояние… Словом, преимуществ очень много — даже и сравнивать нечего. Раз так, поговорим о различных способах использования внешних вспышек.
Вспышка «в лоб»
Самый банальный способ — конечно, надеть вспышку на фотоаппарат и направить головку на объект. Отличный вариант для съемки, скажем, репортажа, где главное — поймать момент и хоть как-то осветить объект. Но при любых съемках в помещениях светить «в лоб» — дело неблагодарное. Изображение получается плоским, на заднем плане возникают резкие тени, глаза у модели могут стать красными… Да вы и сами видите результат на фото выше. Единственное оправданное применение вспышки «в лоб» — съемка мероприятий, когда никто не собирается позировать и, чтобы не получить смазанное изображение, приходится снимать на коротких выдержках (соответственно, нужно много света).
Отраженный свет
Что же делать в тех ситуациях, когда в помещении темно, но хочется сделать качественное фото? Использовать стены и потолок как отражатель! Направляем головку вспышки в потолок — в этом случае источником света становится вся его поверхность. Таким образом удается добиться равномерного распределения света, причем не только по главному объекту съемки, но и по всему помещению. Единственной проблемой могут стать тени в нехарактерных местах: поскольку свет падает сверху, на портретной фотографии затенены могут оказаться участки под носом, под подбородком модели. На фото вверху мы попытались избавиться от них, попросив нашу очаровательную помощницу подержать перед собой горизонтально большой лист бумаги — он послужил дополнительным отражателем и подсветил темные участки.
Дайте две!
Конечно, в фотоателье вы замечали, что в распоряжении фотографа не один, а несколько источников света. Вы тоже можете снимать с двумя или тремя вспышками — для этого достаточно будет приобрести комплект синхронизаторов. Передатчик вставляется в стандартный «башмак» для вспышки на фотоаппарате, приемники крепятся на осветительных приборах. Теперь вы можете перемещать вспышки куда угодно — конечно, в радиусе работы синхронизатора. Мы установили две вспышки на стойках по обе стороны от фотоаппарата, и вот результат: минимум теней, хорошо просвеченные детали портрета. Обратите внимание, насколько выразительными стали волосы нашей модели: мы специально попросили ее повернуться так, чтобы это было заметно. Можете поэкспериментировать, перемещая вспышки по помещению — увидите, как меняется световой рисунок.
Фото с обложки
Как вам такая фотография? Девушка словно с обложки модного журнала! И, самое интересное, получить такой результат совсем не сложно. Мы использовали три вспышки с установленными синхронизаторами: две расположены по обеим сторонам от фотоаппарата, а третья подсвечивает белый фон и нашу модель сзади. Примерно так и снимают модные фотографы, с той лишь разницей, что используют для этого дорогую аппаратуру. У вас есть перед ними преимущество: в качестве студии вы можете использовать любое помещение, кроме того, можете снимать и на природе или открытой площадке (вспышки умещаются в рюкзак)!
Немного магии

Внешние вспышки можно использовать и для создания художественных эффектов. Светотеневой рисунок на модели помогает подчеркнуть еще и особенности: например, сделать женское лицо более изящным, а мужское — более брутальным. Пожалуй, это один из немногих случаев, когда импульсный свет (вспышки) уступает постоянному. При использовании приборов постоянного освещения вы можете увидеть светотеневой рисунок сразу же — подкорректировать его и только потом сделать снимок. Со вспышками сложнее: пока вы не сделаете снимок и не просмотрите его результат, понять, как легли тени, не удастся. Правда, тут существует ряд лайфхаков. К примеру, можно взять пару фонариков и расположить их там, где находятся вспышки (некоторые даже крепят их на вспышках с помощью изоленты). Свет от фонариков даст примерное представление о рисунке. В нашем случае мы использовали две вспышки: на той, что справа от фотографа, уменьшили мощность до минимума, чтобы она не перебивала свет от левой вспышки. Подсвечивающим мог бы стать и естественный свет из окна. Словом, экспериментируйте!
Выбираем внешнюю вспышку
Теперь осталось выбрать такую вспышку, которая будет корректно работать с вашим фотоаппаратом. Первым делом придется решить: покупать ли прибор «родного» с фотоаппаратом бренда или альтернативный вариант другого производителя. Однозначные рекомендации здесь дать сложно: конечно, «родные» вспышки предпочтительнее, но они и стоят дороже. В случае подбора альтернативы обратите внимание на ее совместимость с вашим фотоаппаратом. Какие еще важные характеристики есть у вспышек?
1. Ведущее число. Строго говоря, это расстояние в метрах, на котором вы получите кадр с нормальной освещенностью при ISO 100 и диафрагме 1,0. Если проще — чем больше это число, тем мощнее вспышка (конечно, это хорошо).
2. Наличие зума. Да-да, зум есть в том числе и во вспышках. Он позволяет сфокусировать поток света: например, при съемке широким углом осветить как можно большее по ширине пространство, на больших фокусных расстояниях — напротив, дать узкий направленный свет. Опция очень полезная.
3. Наличие TTL-системы. Такая система синхронизирует данные об экспозиции между фотоаппаратом и вспышкой. Иными словами, под каждый кадр вспышка будет получать информацию о количестве необходимого света.
Работаем с настройками
Осталось рассказать о важных настройках камеры и вспышек. Для камеры все просто: используйте ручной режим или режим приоритета выдержки. Главная задача — установить значение выдержки около 1/200 с, иначе затвор не будет успевать за вспышкой. Если фон получается слишком светлым или темным, «играйте» значениями ISO и диафрагмы.
Что касается настроек вспышки, даже при наличии TTL режима, лучше снимать в ручном — как минимум, это позволит лучше понять принципы размещения осветительных приборов и подбора их мощности. Ручной режим есть в большинстве внешних вспышек, за исключением разве что базовых моделей. Увеличивайте и уменьшайте мощность вспышки при необходимости — это позволит получать разные эффекты, даже не меняя схему расположения «светильников».
Это только начало
Мы рассказали лишь о главных принципах работы со вспышками. Когда вы освоите их в совершенстве, можете переходить на следующий этап: к примеру, использовать модификаторы света. Софтбоксы, зонты на просвет и отражение, различные насадки — все это значительно расширяет поле для творчества фотографа. Но не спешите покупать все сразу: даже очень дорогое оборудование не поможет сделать шедевр при отсутствии должного опыта. Так что тренируйтесь на кошках… то есть, на обычных вспышках без всяких «прибамбасов».